Было это почти месяц назад. Артисты – люди суеверные, поэтому до зачисления ребят в академию, просили не писать об этом экзамене, чтобы кого, тьфу-тьфу-тьфу, не сглазить. Теперь волнения, и переживания абитуры позади, а впереди первое сентября и начало грандиозного проекта, который в театральных кругах назвали "золотухинский набор". Впереди четыре года обучения по специальности "Актер драматического театра и кино". В "золотухинскую группу" пытались пройти почти 200 ребят. Получилось у восемнадцати.
Вперед и с песней
Задания казались несложными: исполнить песню, показать танец, спеть гамму и повторить ритм, который задаст хлопками в ладоши один из экзаменаторов.
Настроение, с которым абитуриенты выходили пред светлые очи членов приемной комиссии, задал сам Золотухин: "Когда я поступал, нас было 25 человек. И вот сидим в ожидании наставлений, а педагог по актерскому мастерству говорит: "Встаньте те, кто считает себя талантливым!" В группе тишина, замешательство… Я встал один. Это к тому, что раз вы поступаете на актерский, значит, чувствуете в себе какие-то силы и великие способности. Ни в коем случае не нужно этого стесняться! Считаете себя талантом - правильно делаете! Всегда знайте себе цену и избегайте людей, которые пытаются подорвать вашу веру в себя! Наша профессия очень сложная, готовьтесь быть сильными. Вперед и с песней!"
Матерные частушки, хиромантия и "танец смерти"
Выходит трогательный мальчик с кудряшками и пронзительным взглядом. Прямо Есенин в юности. Начинает петь и совсем не попадает в ноты. И тут его просят станцевать. Под ритмичную музыку Алеша Межов начинает не просто двигаться, а как-то неимоверно дергаться, как будто это агония, последняя пляска в жизни. Комиссия лежит от хохота, окрестив импровизацию "танцем смерти".
Катя Володина поступает уже второй год подряд. Танец-дождь, веселая песня, и тут: "Девочка, ты из деревни? Подойди ко мне и дай руку!" - великий Золотухин рассматривает Катину ладонь. Что он там ищет? Мозоли от дойки коров и работы в огороде? Оказалось, нет. Валерий Сергеевич потом признался, что оценивал судьбу абитуриентки с точки зрения хиромантии. Посмотрел на линию жизни, сердца и что-то там про себя решил. На курс Золотухина Володина не прошла.
Абитуриент-фейерверк, парень из Троицкого, предмет споров для приемной комиссии - Вова Хворонов. Вроде бы все есть, да не все…. Пусть мэтр посмотрит!
- Владимир, кофту-то сними!
- Не-е, я ее специально для экзамена купил.
- Ну сними!
- Да она полиняла и футболка замаралась!
- А шею зачем чешешь?
- Да из нее нитки какие-то лезут.
- Ну и снимай, значит, кофту-то!
Все хихикают, не зная, что Вовка вычудит еще. А он после басни Крылова разошелся и по просьбе Золотухина начинает петь частушку. Настоящую, деревенскую, про тракториста. Хоть и заменил он все крепкие слова на "ля-ля-ля", народный артист оценил. Правда, потом в кулуарах сказал: "Индивидуальность яркая, штучный товар! Берите его на курс, но помните, что работать с ним придется очень много". А некоторые еще и отметили, что Хворонов сильно похож на Золотухина в молодости и на его Бумбараша.
Экзамен длился до вечера. Потом огласили фамилии восемнадцати счастливчиков. Кто из этих ребят станет Гамлетом, а кто Бумбарашем, узнаем через четыре года.
Философия сцены от "племени Золотухина"
Станислав Фомин:
- Я считаю, что настоящий актер должен всегда вживаться в роль, иногда даже ломать самого себя ради этого. Неважно, кого ты при этом играешь, Гамлета или собачку в спектакле о животных. Тем не менее считаю, что для профессии артиста недостаточно практических навыков и мастерства. Все равно должны быть талант и, что называется, божья искра. А у меня она есть!
Катя Голубцова:
- Без терпения и жертвенности нельзя стать настоящим артистом. И вообще, настоящим можно стать только в театре, где нет возможности переснять дубль и игра всегда идет "вживую.
Владимир Хворонов:
- Все мои качества способствуют тому, чтобы стать великим артистом! Все началось, когда мне было шесть лет. Бабушка начала таскать в сельский клуб. Я пел там "Катюшу" - понравилось. Хочу быть только артистом. Если не выйдет, то уж лучше сапоги топтать в армии, чем другую специальность осваивать. При всей своей комичности хочу играть трагические роли. Если в кино, то желательно вместе с Сергеем Безруковым и Жанной Фриске.
"Представь, что перед тобой одни дураки, - вспомнил Володя наставления Зинки Черепановой, запевалы колхозного хора. - И когда в театральный поедешь, тоже так про всех там думай - и поступишь…"
Учители
С педагогами будущим артистам повезло. Вводить в профессию их будет мастер курса Геннадий Старков, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства АлтГАКИ, а педагогом курса станет Нина Таякина, заслуженная артистка РФ, более 30 лет игравшая на сцене молодежного театра.
Абитуриент Золотухин
В своей повести "Дребезги" артист вспоминает, как сдавал вступительные экзамен в театральный институт.
"Профессор на меня глянул: "Ой, говорит, отойди ты от меня … Ты что, с гор спустился?" "Нет, говорю, с Алтая приехал".
"…И тут случилось самое, однако, главное, что меня в моей авантюре спасло. Этот профессор сидел-сидел да как вскочит из-за стола, и ко мне в круг, и давай со мной оттопывать, да ловко так… Я со всего плеча частушку как врезал. А закончить не могу, нецензурный конец попался, представляете? Я, значит, "ля-ля-ля".
"Захожу… Он меня не узнал. Но потом по списку дошел до моей фамилии, я встаю. Эх, его, бедного, со стула будто шилом кто приподнял. Что за превращение! В костюме и бритый! Синий, как кабачок! Он на пальцы перешел, показывает мне, дескать, не заболел ли, парень, здесь от перемены климата? Я ему: так, Павел Михайлович, вы же сами велели немножко подстричься. За пять лет учебы какая шевелюра отрастет!" - "Да ты же еще не поступил, а такие заявления делаешь?" Я говорю: "Да вы что, издеваетесь надо мной? Зачем стричься-то велели? Считаем: коровы нет, волос на голове нет… Но волосы ладно, отрастут. А корова? Да вы знаете, что такое корова в деревне? Кормилица, - говорю, - отец корову продал, денег на дорогу дал, я где-то месяц шлялся, являюсь бритый?!.. В общем, так я и поступил за счет "шароварного вида" и дермантиновой шляпы на отделение артистов оперетты. Правда, мне потом сказали, что делал я все плохо и брать меня не хотели, пожалели в основном корову".
Мария СТРЫГИНА |